Ирландский танец. ч.1 История

Ирландский танец. ч.1 История

С конца 90-х годов прошлого столетия произошел взрыв популярности ирландского танца. Случилось это в 1994 году во время конкурса Евровидения, проходившего в Ирландии, где был показан фрагмент шоу «Riverdance». Именно с этого момента об ирландских танцах заговорили во всем мире. К сожалению, большинство населения планеты, которое не могло отнести себя к потомкам древних кельтов, воспринимало ирландские танцы не более чем , пусть даже и очень красивый, но просто коллективно и своеобразно отбиваемый степ (чечётка). Этим примитивным пониманием не преминули воспользоваться не чистые на руку дельцы.

На волне популярности одна за другой открывались псевдо «школы ирландского танца», где, умевшие бить степ, танцоры и тренеры, «срисовавшие» с выступлений, увиденных по ТВ, некоторые движения, старались как можно скорее заработать денег на обучении «ирландскому» танцу доверчивых клиентов.

Со временем люди поняли, что «что-то здесь не то…» и отчаянно начали выяснять, что же на самом деле представляет собой ирландский танец. Вот тут и произошла настоящая путаница. Оказалось все не так просто. Несколько одинаковых с виду танцев, называются совершенно по-разному. Вопросы о том, что такое настоящие ирландские танцы, откуда они взялись и как их различать, повисли в  воздухе. Вроде бы материала много, но стройная картина в мозгу не создается.

Я попытаюсь восполнить этот пробел и разложить все по полочкам, но начнем с краткой истории, без которой объяснять будет сложно.

Древняя история развития культуры Ирландии

Ирландия постоянно подвергалась нашествиям, длившимся столетиями. Каждая новая группа захватчиков привносила свой культурный вклад в становление музыкальной и танцевальной традиции, что нашло отражение в местной мифологии.

Как говорят мифы, первую культурную экспансию осуществили Туата Де Дананн (Племена Богини Дану) за 1600 лет до Рождества Христова. Барды (поэты и певцы) видели в представителях этого племени: «самых красивых, самых изысканных в одежде и вооружении, самых искусных в игре на музыкальных инструментах, самых одарённых умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию».

Примерно в 500 г. до н.э., уже не мифическое, а исторически реальное расселение по острову кельтов, заложило основу культурного наследия современных ирландцев. Массовое обращение в ирландцев в Христианскую веру с приходом Святого Патрика в 432 г. н.э., последовавшие за этим нашествия викингов в 795 г., и норманнов в 1169-1172 г.г. также сильно повлияли на культурные традиции коренного населения острова.

Новейшая история ирландского танца

Мастер ирландского танца. Постер 19 в.Ирландский танец в том виде, в котором мы привыкли его видеть, начал формироваться в середине 18 века. Вплоть до этого времени он был исключительно социальным и групповым. В середине 18 века, в ходе очередной волны английской колонизации, ирландский танец приобрел некую форму культурного протеста, на фоне которого возникло интересное явление –  странствующие мастера танца.

Учителя танцев дали начало сольному ирландскому танцу и ирландскому степу. Они путешествовали от одной области к другой, зарабатывая преподаванием. Обычно учителя сопровождал скрипач или волынщик. Прибывая на место, первое, о чем должен был позаботиться учитель – помещение для проведения обучения. Как правило, это был фермерский сарай, и его хозяин в таком случае получал бесплатные уроки. В хорошую погоду преподавание велось на открытом воздухе.

Многие деревни часто специально приглашали мастера танца к себе, собирая деньги вскладчину. Обычно преподаватель танца задерживался в деревне или поселке на срок от одной до шести недель.

Прибытие учителя танцев было знаменательным событием. Каждый мастер танца считал себя джентльменом и старался вести себя подобающим образом. Одевались мастера «по последней моде» — бриджи, фрак, белые чулки и обязательная трость с серебряной рукоятью, украшенная шелковыми кистями. Мастер танца ни в коем случае не воспринимался как обычный представитель развлекательного жанра, например, как скрипач или волынщик. Учитель был в глазах крестьян и поселковых обывателей представителем чуть ли не высшего дворянского сословия.

Деятельность мастеров танца продолжалась до начала 20 века. Таким образом, почти 200 лет бесконечного преподавания привели к высокой стандартизации танца и сделали его таким, каким мы его знаем сегодня. Именно в этот период окончательно сформировались три разновидности ирландского танца: джига, рил и хорнпайп.

История ирландского танца не будет полной, если не вспомнить Гэльскую Лигу (Gaelic League). В конце 19 века движение ирландцев за сохранение национальной идентичности было особенно сильным. Гэльская Лига была создана в 1893 году для возрождения гэльской культуры и быстро обрастала новыми членами, как на территории Ирландии, так и в Великобритании и в США. И хотя основной целью Лиги было возрождение гэльского языка и замену английской культуры в Ирландии на кельтско-ирландскую, она оказала большое влияние на ирландский танец.

В 1929 году Лига создала Комиссию по вопросам расследования состояния ирландского танца, что привело к созданию в 1930 году постоянной Ирландской Комиссии танца, которая по сегодняшний день по-прежнему контролирует большинство соревнований по ирландским танцам по всему миру.

Продолжение следует…

Анна Краузе
искусствовед

 
Статья прочитана 695 раз(a).

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Рекомендуем прочесть:

 

Комментариев нет.