История индийских танцев

История индийских танцев

Классический индийский танец является наиболее типичным представителем традиционного индийского народного творчества и древнего искусства, отчасти потому, что его многочисленные стили сохранились в неизменном виде на протяжении столетий. Древние скульптуры часто изображали индийских божеств – Кришну, Шиву, Кали и Ганеша в стилизованных позах, напоминающих традиционные движения индийского танца. Причина этого кроется в том, что древние танцы, прежде всего, были средством повествования о жизни Богов и мифических персонажей.

Происхождение

Каждый из восьми классических стилей индийского танца – Бхарата, Натьям, Катхакали, Катхак, Одисси, Манипури, Мохиниаттам, Кучипуди и Кутийаттам — зародился в определенной части Индии, где они до сих пор исполняются. Например, стиль Одисси,  ведет свое начало из штата Орисса. Танец Одисси «рассказывает» истории о Кришне – верховном божестве – покровителе всего материального и нематериального.

В 800 и 900 годах нашей эры, всплеск религиозности возвел танец в ранг жреческого служения, а танцоров поставил на одну из высших ступеней индийского общества. При храмах ввели должности танцоров, их еще называли девадаси («слуги бога»). Танцоры жили за счет храмов и не платили никаких налогов ни с заработков, ни с имущества.

Общие характеристики

Танцоры всегда придерживались строгих канонов при исполнении танцев, например — Катхакали и Одисси. В этих танцах воспроизводятся сцены и рассказы из древнеиндийских эпосов, таких как Махабхарата и Рамаяна, с широким использованием упорядоченной системы жестов и мимики. Эти специальные жесты и мимические выражения называются «мудры», которые являются общими для многих танцев, а вся система «мудров», так называемый трактат жестов называется Hastha Lakshanadeepika. Однако, некоторые танцы, позволяют использовать чисто абстрактные жесты. Каждый стиль имеет собственное, характерное только для него музыкальное сопровождение с набором инструментов и определенной музыкальной гармонией. Тоже можно сказать и об одежде танцоров, обычно это традиционное сари или штаны галифе, но вариации костюмов могут быть разными в зависимости от того, кого из эпических персонажей изображает танцор.

Британская оккупация

В 19 веке появились сексуальные вариации классических индийских танцев храма, которые получили название nautch-dance, и были очень распространены среди одной из низких каст индийского общества – проституток. В целях пресечения проституции британские колониальные власти не могли придумать ничего лучшего, чем запретить вообще все индийские танцы.

Этот запрет сыграл общую негативную роль и создал проблемы с исполнением других указов колониальных властей. Например, введение классического английского образования для детей высших каст индийского общества. Индийские родители боялись, что дочерей, которые будут уметь читать, писать и играть на музыкальных инструментах могут впоследствии ошибочно принять за танцовщиц, поскольку танцовщицы были единственным классом среди женщин Индии, кто обладал всеми этими навыками.

Тем не менее, в 1940-х годах во время всплеска национально освободительного движения традиционные танцы постепенно начали возвращаться в быт индийского общества.

После обретения независимости

Возрождение интереса к классическим танцам, вызвало возникновение новых стилей, а старым стилям позволило выступить в новом качестве. Стиль Кучипуди, который исторически исполнялся только мужчинами даже при необходимости играть роль женщин, теперь исполняется в соответствии —  мужчины танцуют мужские партии, женщины — женские. Стиль Бхарата Натьям вообще не существовал вплоть до конца 19 века, пока четверо братьев известных как квартет Танджор не создали свои собственные методы обучения танцам и новое музыкальное сопровождение. Современные танцоры также дополняют ранее канонический репертуар танцев новыми движениями, щедро используя приемы западной хореографии и постепенно дистанцируясь от древних религиозных корней.

Индийский танец сегодня

Фильмы производства Болливуд часто включают в себя большое количество песен и танцев, которые сочетают традиционную индийскую хореографию с современными западными танцевальными техниками. Музыкальные клипы к популярным песням индийских исполнителей, а также выступлениям спортсменов приобрели чисто эстетический характер, что подогревает международный интерес к классической индийской культуре.

Анна Краузе
искусствовед

 
Статья прочитана 1208 раз(a).

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Рекомендуем прочесть:

 

Комментариев нет.